Полететь на параплане – с чего начать

Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих

Полететь на параплане - с чего начать

Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца.

Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно.

Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.

Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.

Кому полеты на параплане жизненно необходимы?

Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.

Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.

Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.

Строение параплана

Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха.

Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе.

Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.

Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.

Самостоятельный полет под руководством опытного товарища

Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение.

Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки.

Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:

  1. Психологическая подготовка. Для любого спортсмена всегда важен этап психологической подготовки, ведь порой даже самый опытный пилот может занервничать в неподходящий момент. Для новичка же такая подготовка обязательна. Перед первым полетом убедитесь, что вы не запаникуете на высоте. Поднимитесь на крышу высотки и посмотрите вниз, держась за перила, — если особых переживаний нет, тогда можно смело лететь. Однако параплан — не высотка, в воздухе вы подниметесь намного выше, поэтому в первый раз лучше лететь в тандеме с тренером. Он на практике покажет, как управлять парапланом и сразу исправит, если вы сделаете ошибку. Рядом с опытным человеком вы будете чувствовать себя безопасно и усвоите урок.
  2. Выбор места и времени. Стартовать можно практически с любого холма или возвышенности, но лучше выбирать проверенные парапланеристами места для полетов. Время и погодные условия играют ключевую роль. От погоды зависит успех полета, поэтому нужно изучить прогноз в нескольких источниках, учесть все показатели. В любом случае, летать лучше при скорости ветра не больше 12 м/с. Летом полеты не рекомендуются из-за того, что нагретый воздух создает турбулентность, а она может спровоцировать проблемы и опасности. Когда температура опускается ниже нуля и наблюдается повышенная влажность, крыло может обледенеть, а это тоже осложнит полет. Если вы выбрали место и дату, проконсультируйтесь дополнительно со своим РП (руководителем полета).
  3. Предварительная подготовка. Обязательно проверьте наличие всего необходимого для полета и исправность аппарата. Кроме самого параплана у пилота обязательно должен быть запасной парашют, летный комбинезон, шлем. Вариометр нужен для измерения вертикальной скорости и высоты, вы всегда сможете определить: набираете вы высоту или снижаетесь, насколько быстро это происходит и т.д. Вариометр не позволит потеряться в воздухе. GPS-навигатор пригодится после приземления, так как вы зависите от потоков воздуха, высадиться на определенное место довольно трудно. Этап подготовки также включает психологическую подготовку к полету. В воздухе вы будете одни, поэтому важно в этот момент не поддаться страху или панике. Если вы летите впервые, важно, чтобы за полетом следил опытный человек и давал необходимые инструкции. Тогда вы будете чувствовать большую уверенность.
  4. Непосредственная подготовка. Когда вы прибыли на место старта, необходимо подготовиться к взлету. Необходим разложить купол на холме, против ветра. Его лучше разместить полукругом. Разбегаться, конечно же, нужно вниз. Перед стартом еще раз проверьте все крепления и целостность купола. Аккуратно разложите стропы, они не должны перепутаться, иначе это осложнит полет. Проверьте еще раз исправность электроники, которую берете с собой в воздух.
  5. Взлет. Современный параплан поднять в воздух довольно легко: стоит только начать двигаться вперед и он сам быстро наполняется воздухом и поднимается вверх. Для того, чтобы потренироваться, можно несколько раз попробовать его поднять в воздух. Начинайте быстро двигаться вперед, с усилием. Чтобы было легче поднять купол, можно потянуть за стропы, тогда он быстрее наполняется воздухом. Чтобы сразу не взлететь, после того, как вы подняли купол вверх, натяните обе ручки управления вниз, это не позволит ветру порывом подхватить параплан. После того, как вы прочувствовали купол, его вес и подъем, можно подниматься в воздух. Начинайте разбегаться, натягивайте стропы, когда купол поднимется, ручки не нужно тянуть вниз, тогда вы сможете подняться в воздух.
  6. Полет. Во время полета, самое главное – управление аппаратом. Все довольно просто на первый взгляд. Тянете левую ручку управления, поворачиваете влево, правую – вправо. Для того, чтобы набрать высоту, необходимо потянуть ручки вперед. Крыло пойдет по потоку воздуха вверх и поднимет вас. Если же вы хотите снизиться, то нужно ручки тянуть назад. Однако, в обоих случаях начинайте менять угол купола постепенно, если вы поймаете резкий порыв ветра, он может осложнить полет и управление парапланом или даже вывести из-под вашего контроля процесс полета. Если вы хотите лететь быстро (35-40 км/час), тогда можно поднять руки вверх, ослабить натяжение строп, но в этом случае, скорость снижения или взлета остается без контроля. Когда ваши руки находятся на уровне головы, тогда вы достигаете скорости 25 км/час и можете нормально контролировать подъем-снижение. В ветреную погоду лучше держать руки на уровне груди, тогда скорость полета будет небольшой, но вы защитите себя от резких порывов ветра.
  7. Посадка. Как и любой другой летающий аппарат, параплан легче поднять в воздух, нежели посадить. Посадка требует большего мастерства, однако, вполне по силам каждому пилоту. Для посадки выбирайте равнинную местность большой площади. Садитесь только против направления ветра. Во время снижения постепенно сбавляйте скорость, сводя ее до минимума перед самой землей. Для этого тяните стропы вниз, ниже груди, и немного назад. Избегайте резких движений, все делайте плавно. Чем больше вы снизите скорость, тем лучше. Посадка с минимальной скоростью убережет вас от возможных травм. Когда ноги коснутся земли, тогда максимально тяните стропы вниз, вы «схлопните» крыло и оно упадет на землю. Перед самой землей начинайте бежать в воздухе, в это же время очень медленно снижайте высоту, вы не должны упасть на землю.
  8. После посадки. Необходимо разобрать оборудование и правильно сложить его для того, чтобы его можно было без проблем использовать в следующий раз. Расправьте купол на земле, аккуратно разложите стропы и сложите аппарат. Старайтесь не путать при этом стропы, чтобы не распутывать их, когда будете готовиться к следующему взлету.

Советы опытных пилотов

Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!

Как это бывает: первый самостоятельный полет

Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом.

Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай.

Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место.

Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные.

Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо.

Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает.

Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно.

В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Источник: http://1AviaClub.ru/ppl-study/pervii-polet-paraplan.html

Парапланы для начинающих пилотов

Парапланы для начинающих пилотов

Параплан для начинающего должен обладать самыми высокими показателями по безопасности. В условиях современных сертификационных норм к парапланам для начинающих относятся купола класса EN A и DHV-1 (A). Что за этим скрывается?

Дело в том, что параплан сам по себе не имеет жестких элементов, таких как в дельтаплане или планере. Все силовые элементы параплана работают на растяжение под действием силы тяжести и ответной реакции крыла (подъёмной силы). Если на крыло параплана будет воздействие с отрицательным знаком, то оно попросту сложится (подвернется).

Данная ситуация считается нештатной и по степени сложенности может быть как совсем простой, так и реально опасной. Чаще всего, степени сложения крыла присваивают процентное соотношение от общей поверхности купола. Так сложение в 50% характеризуется тем, что половина крыла будет подвернутой, а половина останется рабочей.

Чем больше сложение в процентном соотношении, тем хуже последствия от сложения.

Чтобы хоть как-то описать поведение крыла при разных нештатных ситуациях, проводятся сертификационные тесты. Парапланы для начинающих имеют самое простое поведение при сложениях, срывах потока или при неправильном управлении.

Например, учебное крыло при сложении в 50% не должно изменить курс более чем на 90 градусов, самостоятельно раскрыться (наполнится воздухом), а также угол крена не должен превысить 15 градусов. При симметричном фронтальном складывании выход из этого режима должен быть самопроизвольным менее чем за три секунды.

Таких тестов около 25, и по каждому из них крыло для начинающих должно получить оценку А.

При этом каждый размер параплана проходит тесты при определенном расчетном полетном весе. Чтобы крыло соответствовало требованиям надежности, полетный вес должен находиться в заданном диапазоне. Полетный вес равен весу пилота плюс вес его снаряжения (15-20 кг в зависимости от веса подвесной системы, запасного парашюта, шлема и других аксессуаров).

Какие парапланы подходят для обучения?

Теперь должно быть понятно, что в первую очередь стоит обратить внимание на сертификацию параплана. Если она относится к классу EN A или DHV-1, то такое крыло однозначно подходит для обучения. Стоит поставить акцент, что на таком крыле безопасно обучаться, а также совершать дальнейшие свои полеты.

Современные парапланы класса EN A уже довольно далеко шагнули вперед и имеют хорошие аэродинамические показатели. Также сейчас замечается тенденция, что многие пилоты пересаживаются на более простые крылья, даже для моторных полетов выбираются не скоростные крылья, а спокойные и парючие парапланы.

Все таки мы летаем для себя, для своего удовольствия.

Отдельным случаем может выступить крыло класса EN B при условии, что оно будет относиться к простым «Бэшкам», и самое главное, что у начинающего пилота будет профессиональный инструктор, который не даст попасть в сложную ситуацию.

Также можно обратить внимание на удлинение крыла. Удлинение — это безразмерная величина, равная отношению квадрата размаха на площадь крыла. У учебных крыльев удлинение находится в диапазоне 4-5 единиц.

Чем длиннее и уже крыло, тем тяжелее с ним справиться, сложнее управление, а при сложениях оно ведет себя более агрессивно. Конечно, плюсы больших удлинений в том, что летные характеристики у таких крыльев значительно выше.

Так как от учебных крыльев не требуется выдающихся результатов, а главное, чтобы они были простыми в управлении и поведении, поэтому для учебных крыльев не требуется высоких удлинений.

Также напомним про размер крыла. Важно попадать в полетную вилку весов, указанную для каждого размера крыла. Бывает, что мы встречаемся с такими запросами, что один параплан подходил для всех членов семьи, например.

И честно признаемся, что у каждого в семье вес сильно отличается. Чудес не бывает, поэтому нельзя удовлетворить потребности всей семьи одним размером крыла. Для ребенка или жены понадобится меньший размер, чес главе семейства.

Не забывайте про безопасность! Чтобы крыло вело себя предсказуемо, оно должно быть загружено в рамках весовой вилки.

Парапланеризм: с чего начать?

За годы работы в этой области мы встретились с двумя сценариями, по которым может пойти начинающий пилот:

  1. Пройти курс первоначальной подготовки в школе или с персональным инструктором
  2. Учиться самостоятельно

Безусловно, если есть возможность, то стоит пройти обучающий курс в школе или воспользоваться уроками личного инструктора. Данный способ позволит в максимально сжатые сроки «встать на крыло» и совершать первые полеты без серьезных ошибок.

Кроме этого инструктор при обучении всегда укажет на ошибки и сделает так, чтобы начинающий пилот их исправил и не совершал в дальнейшем.

Кроме этого в школе чаще всего занимается ни один курсант, а несколько и можно со стороны посмотреть на свои ошибки.

Этот вариант возможен либо в крупных городах, где уже сформировались клубы и школы, либо нужно будет ехать в одну из школ, совмещая эту поездку с отпуском (некоторые новички так поступали). Стоимость обучения составляет 25000 руб. для свободного полета (без мотора), с мотором курс обучения может стоить около 50000 руб.

Учиться самому тоже можно, но к данному вопросу стоит подходить максимально осторожно без лишней поспешности. Конечно, купив себе необходимое оборудование для полетов, хочется сразу в небо. Но это будет роковой ошибкой. Процесс обучения состоит из нескольких этапов:

  • Теоретическая подготовка
  • Наземная подготовка
  • Предполетная подготовка
  • Разбор полетов

Конечно, если вы выбрали путь самостоятельного обучения, то вам необходимо будет в первую очередь подтянуть всю теоретическую базу и свободно разбираться во многих вопросах: конструкция параплана, применяемые материалы и способы ухода за ними, динамика полета параплана, аэродинамика, метеорология, способы управления крылом и возможные нештатные ситуации как в небе, так и на земле.

Далее стоит уделить много времени для наземной подготовки. Управлять крылом нужно научиться на земле. Работать с крылом нужно много, пока вы не станете управлять крылом достаточно хорошо.

После этого стоит отработать старт-посадку. После каждого полета приходит время для приземления, и пилот должен уметь совершать посадку в четко намеченном месте строго против ветра. Дальше можно переходить к совершению коротких полетов с совершением нескольких поворотов на 90-180 градусов.

Этот процесс займет много времени, но так можно поступить если летать хочется, а школ и клубов рядом нет.

Стоит сказать, что в клубах чаще всего предоставляют технику на время обучения. Возможно, её придется делить с несколькими курсантами. При самостоятельном обучении нужно будет предварительно купить комплект (параплан, подвесную систему, шлем, запасной парашют и т.д.).

Нужно ли разрешение для полетов на параплане?

К счастью, параплан относится к сверхлегкой авиации (массой до 115 кг). Это позволяет нам летать в определенных воздушных зонах без предварительных согласований с диспетчерами, без документов и других атрибутов большой авиации.

Если коротко, то воздух в России поделен на несколько зон. Например, зона C является прилегающей зоной к аэропортам. Границы данной зоны зависят от назначения конкретного аэропорта. В этой зоне возможны полеты только по уведомительному порядку.

Также есть зона G, где полеты возможны без уведомления и каких-либо согласований.

Чтобы не нарушать федеральные авиационные правила, стоит предварительно изучить воздушное пространство на наличие запретных зон. Для этого можно найти в интернете специализированные карты или обратиться в ближайший аэроклуб, чтобы вам помогли разобраться в данном вопросе.

Если вы приедете на одно из популярных летных мест, например, на Юцу (Пятигорск), то от вас потребуется зарегистрироваться в местном клубе. Для регистрации будет полезно иметь при себе летную книжку, где вы записываете свой налет, также необходимо будет иметь страховку с суммой покрытия не менее 30 000 долларов. И желательно иметь медицинскую справку.

Вопрос покупки бу парапланов для начинающих

Наш магазин занимается продажей исключительно нового оборудования, но очень часто поступают обращения, где клиент хочет купить бу крыло, подешевле.

К сожалению, в России уровень доходов в деревне или в крупном городе очень разный. Не каждый может позволить себе покупку нового зарубежного параплана.

Собирая последние деньги, новичок с горящими глазами покупает себе бу параплан и бежит на горку осуществлять свою мечту!

10 советов новичками при покупке параплана с рук

  1. Перед покупкой крыла убедитесь, что данное крыло подходит для обучения. Критерий простой — сертификация EN A или DHV-1.
  2. Убедитесь, что предлагаемый вам параплан имеет нужную площадь. Ваш вес плюс вес снаряжения (15-20 кг) должен находиться в весовой вилке данного параплана. Например, вы весите 85 кг, ваш полетный вес будет 100-105 кг. Значит, крыло должно иметь весовую вилку 90-110 кг или 95-115 кг. Желательно находиться в середине весовой вилки или немного выше середины. Перегруз или недогруз крыла недопустим!
  3. Стоит узнать, какой налет имеет данный параплан. Сейчас парапланы шьются из сверхлегких тканей, которые имеют ресурс около 350 часов налета. Это около 7 лет аккуратного использования при налете 50 часов в год. Если вам предлагают крыло с налетом более 200 часов, то стоит осторожнее отнестись к покупке такого параплана, ведь помимо тряпки есть ещё и стропы, которые имеют свой ресурс — около 150 часов. После данного срока рекомендуется менять стропную схему.
  4. Проверьте внешний вид крыла, оно не должно быть грязным, заплесневелым. Ткань должна шуршать. Ткань не должна быть выгоревшей. Желательно для проверки состояния крыла привлечь опытного пилота (налет более 100 часов), он точно скажет, стоит брать этот параплан или нет.
  5. Остерегайтесь мошенников. Покупая крыло на расстоянии есть шанс, что человек в сети не выполнит своих обязательств, или подсунет не то крыло, которое предлагал. Мы слышали о таких случаях (осторожнее относитесь к продавцам, скрывающимися за разными именами).
  6. Помимо параплана вам потребуется подвесная система, шлем и запасной парашют. Их состояние тоже должно быть хорошим.
  7. Подвесная система должна соответствовать росту пилота и иметь протектор. На первом этапе желательно покупать подвесные системы с пенным протектором или современными комбинированными протекторами.
  8. Запасной парашют должен быть свежим. Если продавец говорит, что он пролежал у него десять лет и не использовался, то такой парашют не пригоден для использования.
  9. Шлем нужно подбирать по обхвату головы. Например, обхват 58 см соответствует размеру М практически любого шлема.
  10. Не покупайте параплан на вырост! Учтите, что любой продавец бу параплана желает побыстрее продать его, чтобы купить новый. Вас могут ввести в заблуждение, что данный купол подойдет на вырост, любое пренебрежение сертификацией может привести к травме! А лечение будет стоить на порядки дороже, чем этот никудышный аппарат…

Источник: https://www.ParaDrive.ru/catalog-paragliders/paragliders-for-training

Советы начинающему парапланеристу

Советы начинающему парапланеристу

06 ноября

Параплан — удивительно легкий летательный аппарат, внешне напоминающий парашют. Он значительно легче дельтаплана благодаря новым сверхлегким материалам. Конструктивно параплан состоит из оболочки купола и строп, которые сходятся на лямки свободных концов.

Купол параплана изготовлен из легкой непродуваемой ткани, которая называется скайтекс (Франция), гельвенор (ЮАР) и доминико (Корея). Ткани этих производителей являются прочными и легкими (40 г/кв.м), поэтому идеально подходят для изготовления оболочек купола.

Купол параплана состоит из верхней и нижней поверхностей, которые сшиты практически по всему периметру, за исключением передней кромки, где располагаются воздухозаборники. Набегающий поток воздуха наполняет крыло через воздухозаборники.

Конструктивные особенности параплана

Необходимый профиль крыла параплана создают расположенные внутри поперечные перегородки — нервюры, благодаря которым обеспечивается профиль крыла. Нервюры имеют отверстия для того, чтобы воздух перетекал по всему крылу. Благодаря этому в крыле создается равномерное давление, которое обеспечивает необходимую форму крыла.

Нервюры можно разделить на несколько типов:

  1. Силовые нервюры — к ним пришиваются петельки, к которым крепятся стропы. Данные элементы крыла сильно нагружены, поэтому их усиливают разными способами, нашивая дополнительные силовые ленты и жесткости.
  2. Промежуточные нервюры — служат для обеспечения требуемой формы профиля по всему размаху крыла.
  3. Косые нервюры (косынки) — диагонально расположенные элементы крыла, которые одним краем пришиты к точке крепления петельки на силовой нервюре, а другим — к верхней поверхности промежуточной нервюры.

Существуют также хвостовые нервюры, правда, не на всех парапланах. Такие элементы обеспечивают чистоту поверхности задней кромки крыла, улучшая летные характеристики.

Стропы играют роль фюзеляжа и работают на растяжение, поэтому к ним предъявляют высокие требования. Стропы должны быть тонкими и прочными. Чем тоньше стропа, тем меньше сопротивление, тем выше характеристики крыла. При минимальной толщине стропы должны быть максимально прочными, чтобы выдерживать вес пилота.

Стропная схема параплана состоит из ярусов и рядов. Чаще всего встречается трехъярусная стропная схема: верхний ярус, средний ярус, нижний ярус. Реже можно встретить двухъярусную схему. Что касается рядов, то обычно применяется четырехрядная схема на учебных крыльях и трехрядная — на маршрутных. На современных спортивных парапланах применяется двухрядная стропная схема.

Все стропы сходятся на свободных концах. Их два — левый и правый, под соответствующий набор строп.

Свободные концы параплана сшиты из очень прочной ленты, поэтому выдерживают огромные перегрузки. На свободных концах можно увидеть систему акселератора или триммера. Эти системы нужны для изменения угла атаки крыла.

Акселератор — это система роликов и шнуров, которая обеспечивает изменение длины первого и второго ряда, в результате чего уменьшается угол атаки, и крыло летит быстрее.

Акселератор выжимается ногами, для этого применяется специальная планка, которая с помощью шнуров, проходящих через ролики подвесной системы, крепится к шнурам акселератора на свободных концах.

Триммер имеет обратное действие — он уменьшает длину второго и третьего рядов (на четырехрядном свободном конце — соответственно 3-го и 4-го).

В результате применения триммера угол атаки крыла увеличивается, параплан в таком режиме летит медленнее, но вертикальная скорость тоже уменьшается. Такой режим позволяет летать в слабых восходящих потоках. Так как нагрузка на задних рядах параплана значительно меньше, то триммер вытягивается руками.

Конечно, кроме параплана для полетов нужны дополнительные элементы:

Подвесная система, в которой удобно располагается пилот. По сути — это сидушка с карабинами, к которым крепятся свободные концы параплана.

Запасной парашют — это элемент безопасности. Так как крыло параплана не содержит жестких элементов, то оно подвержено к подворачиванию при попадании в турбулентный воздух. Иногда крыло так сильно подворачивается (пилоты обычно говорят «складывается»), что приходится применять запасной парашют для спасения своей жизни.

Шлем защищает голову пилота от жестких ударов о землю. Иногда, даже работая с крылом на земле, возникают ситуации, когда пилота начинает тащить сильным порывом ветра. Тут очень пригодится шлем.

Со временем также потребуется вариометр (прибор, показывающий высоту и скорость подъема или спуска), комбинезон, специальная обувь.

Мотопараплан и параплан

Среди начинающих пилотов есть мнение, что параплан и мотопараплан — это разные летательные аппараты. Но хочется заверить, что это не так. Существенной разницы между ними нет, внешне они абсолютно одинаковые. Отличие чаще всего наблюдается на свободных концах.

Для мотопараплана свободный конец вместо обычного триммера имеет «минус-триммер», который выполняет роль акселератора. В штатном режиме минус-триммер затянут. Крыло в таком режиме летит на установочном угле атаки. Если отпустить минус-триммер, то на свободных концах увеличивается длина задних рядов.

В результате этого угол атаки крыла уменьшается, и оно летит быстрее.

Данный элемент был создан из тех соображений, что для новичков акселератор может стать причиной нештатной ситуации — планка акселератора, которая выжимается ногами, может попасть в плоскость вращения винта и повредить винт, а также привести к серьезному падению.

Мотопараплан предназначен для полетов с парамотором. Связка «параплан+мотор» дает дополнительную степень свободы. Вы можете взлететь с любой площадки. Для полетов вам уже не нужны ни горы, ни лебедки. За счет тяги двигателя вы набираете высоту и летите туда, куда пожелает душа!

Летные характеристики парапланов

А. Горизонтальная скорость параплана находится в диапазоне 20 — 65 км/ч.
Нижняя граница обусловлена простотой старта с ног. Чем выше минимальная скорость параплана, тем быстрее приходится бежать во время старта. Оптимальным значением является 20-23 км/ч, и многие производители учитывают это требование при разработке парапланов.

Верхняя граница скорости параплана обусловлена реакцией пилота на сложение крыла. При высоких скоростях полета (обычно это достигается на выжатом акселераторе) сложение происходит энергичнее и приводит к серьезным последствиям, в результате чего приходится пользоваться запасным парашютом.

По этой причине все парапланы для начинающих пилотов и пилотов выходного дня имеют максимальную скорость полета около 50 км/ч.

Б. Вертикальная скорость (скорость снижения)
Когда говорят о скорости снижения крыла, то имеют в виду минимальное значение. Чаще всего минимальная скорость снижения на парапланах равна 1,5 — 1 м/с. Чем меньше минимальная скорость снижения, тем лучше параплан выпаривает в восходящих потоках. Обычно спортивные парапланы имеют минимально возможные значения скорости снижения.

    • Аэродинамическое качество (глайд)

Величина, характеризующая возможности параплана. Это отношение дальности полета на высоту.

Предположим, параплан при потере одного метра высоты пролетает 8 метров, следовательно, качество данного параплана равно 8. Чем выше это число, то лучше летит параплан.

На современных спортивных парапланах глайд составляет около 11 единиц. Это очень высокий показатель для параплана. Учебные парапланы имеют качество около 7-8 единиц.

Чтобы повысить аэродинамическое качество параплана, многие производители идут на разные хитрости. Задача состоит в том, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление крыла, куда входит профильное сопротивление и индуктивное сопротивление.

Чтобы уменьшить профильное сопротивление, приходится работать с формой профиля и длиной стропной схемы параплана. Чтобы уменьшить индуктивное сопротивление, приходится увеличивать удлинение крыла. Удлинение — это отношение квадрата размаха на площадь крыла. Чем выше удлинение, тем больше размах при одинаковой хорде крыла.

Управлять парапланами с большим удлинением сложно, они требуют точного управления, на таких парапланах летают только спортсмены.

Купить параплан: основные правила выбора

При покупке параплана стоит учитывать несколько факторов, от которых сильно зависит качество дальнейших полетов. В первую очередь стоит обратить внимание на сертификацию параплана. Сертификация говорит о том, для кого подходит данное крыло. Современные крылья чаще всего попадают в одну из четырех категорий (A, B, C, D).

Категория A — учебные крылья, которые подходят начинающим пилотам. Начинающий пилот в нашем понимании — это человек, который ранее не летал на парапланах. Техника для него новая и непонятная. В таких случаях требуется самый надежный параплан, который будет прощать все ошибки пилота на этапе обучения.

Категория B — парапланы для пилотов выходного дня. Пилот выходного дня в нашем понимании — это пилот, успешно прошедший первоначальный курс обучения. Общий налет на параплане такого пилота составляет около 30-40 часов. Парапланы категории B летят немного быстрее, имеют более резкое управление и требуют от пилота более точных воздействий.

Категория C — парапланы для опытных пилотов с налетом не менее 70 часов. Данный класс крыльев предназначен для длительных маршрутных полетов. Начинающий пилот в сложной ситуации с таким крылом не справится. Крылья категории C требуют очень точных и взвешенных управляющих воздействий как весом, так и клевантами.

Категория D — парапланы для спортивных целей. Подойдут опытным пилотам-спортсменам. Современные крылья категории D имеют двухрядную стропную схему, большое удлинение (за 7).

Также можно отдельно выделить парапланы, которые прошли только нагрузочные тесты. Обычно их заносят в категории LoadTest. К таким крыльям, чаще всего, относятся спидглайдеры и некоторые размеры обычных парапланов, не прошедших сертификацию из-за своего сложного поведения в нештатных ситуациях.

При выборе параплана также стоит обратить внимание на площадь крыла. Дело в том, что каждый размер параплана имеет свою весовую вилку. Предположим, крыло рассчитано на полетный вес 80 — 100 кг.

В эту массу входит вес пилота и вес всего оборудования. Так, при свободном полете общий вес снаряжения составляет около 20 кг. Значит, вес пилота должен находиться в пределах 60-80 кг. Оптимально крыло грузить от середины вилки и выше.

В таком случае вес пилота должен быть 70-80 кг.

Такой подход объясняется тем, что только в данных диапазонах крыло соответствуют заявленным характеристикам безопасности. В противном случае крыло считается несертифицированным.

Предположим, что крыло будет недогружено — вес пилота меньше рекомендуемого значения. В таком случае крыло будет лететь медленнее и больше подвергаться сложениям. После сложения крыло будет медленнее раскладываться, этот процесс займет больше времени, а это может привести к травме.

В случае перегруженного крыла ситуация меняется на 180 градусов. Крыло становится резким, на управление реагирует остро. Сложения протекают быстро, непредсказуемо. Удержать крыло в сложенном состоянии сложнее, оно норовит быстро менять траекторию полета. Чтобы вывести крыло в нормальный полет, требуется хороший навык управления. Это говорит о том, что новичкам такая ситуация не по зубам.

Учитывая данную информацию, становится понятно, что нельзя купить универсальный параплан, например, на всех членов семьи. Также становится понятно, что на тандемном крыле нельзя летать одному.

Хочется отметить, что начинающие пилоты часто хотят купить тандемное крыло, чтобы катать своих родственников и товарищей. Друзья, тандем-пилотом можно стать после 2-3 лет активных полетов на одноместном параплане!

Параплан: цена, сроки поставки и способы доставки

Парапланы в нашем магазине стоят от 1000 до 3000 евро. Цена параплана зависит от его назначения, бренда и применяемых материалов. Так, учебные парапланы, пошитые в России, стоят около 1000 евро. Спортивные парапланы известных производителей стоят около 3000 евро.

Стоит учитывать, что эта цена указана за параплан, но для полетов требуется подвесная система, шлем, запасной парашют, а в случае моторных полетов еще и парамотор. Стоимость комплекта может быть от 2000 евро до 15000 евро в зависимости от комплектации. Данные цены приведены на новое оборудование!

Конечно, если рассмотреть возможность покупки парапланерного оборудования «с рук», то можно значительно сэкономить. Но в этом случае стоит очень внимательно подходить к выбору комплектующих.

Новички часто попадают в ловушку собственных заблуждений и порой покупают откровенный хлам.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно обращаться в специализированные магазины, либо к опытным знакомым пилотам, которые помогут правильно подобрать комплект.

При заказе нового параплана нужно понимать, что не все предложенные на сайте варианты есть в наличии. Из-за большого разнообразия размеров, расцветок и производителей держать все модели в наличии нецелесообразно. Поэтому большая часть парапланов поставляется под заказ.

При заказе нового параплана с клиентом согласовывают размер, цвет, производителя, а также сроки пошива или доставки. При заказе зарубежных парапланов сроки поставки составляют около 4-5 недель, правда и тут есть нюансы.

Но все эти детали обычно согласовываются с покупателем до того, как он произведет оплату.

Доставка парапланов осуществляется транспортными компаниями и курьерскими службами. Сроки доставки по России от 2 до 7 дней, даже если отправлять на Сахалин. Оплачивается доставка получателем. Информацию о расценках, сроках, способах доставки вы можете узнать у наших специалистов. Также можно вывезти товар из нашего офиса в Москве на Полежаевской!

Для получения интересующей информации звоните по телефону!

Источник: http://ParaplanClub.ru/clauses/sovety-nachinayuschemu-paraplaneristu/

Sport-At-Home
Добавить комментарий