Йога и психика

Содержание
  1. Йога – это работа с психикой через тело – Азбука Йоги
  2. Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?
  3. Как классифицируются ментальные процессы психики?
  4. Как происходит остановка ментальных процессов?
  5. Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?
  6. Психология и/или йога | Качество жизни | Наша Психология
  7. О моде и просветленных собачках
  8. Точки соприкосновения
  9. Совместный проект
  10. СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ
  11. Йога при депрессии ослабляет симптомы биполярного аффективного расстройства психики
  12. Чем опасно биполярное аффективное расстройство психики?
  13. Йога при депрессии: личный опыт пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством психики
  14. Влияние йоги на организм женщины: укрепление здоровья, нюансы практики
  15. Польза от выполнения асан для каждого органа
  16. Воздействие дыхательных упражнений
  17. Польза очистительных упражнений в йоге
  18. Влияние йоги на гармонию мыслей и психику
  19. Кому рекомендована йога?

Йога – это работа с психикой через тело – Азбука Йоги

Йога и психика

Йога – состояние психики при полной временной волевой остановке ментальных процессов. В широком смысле, йога – это система практик, направленных на вхождение в состояние полной временной волевой остановки ментальных процессов.

«Атха-йога-анушасанам» – буквально означает «сейчас начинается йога, внутренняя дисциплина.»

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам.

Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира. Эти образы наблюдаемых объектов при первом контакте с объектом сохраняются в памяти в виде «сжатых» впечатлений.

Впечатления являются сформированным видением объекта, к которому прикрепляется ярлык оценки «нравится» / «не нравится».

Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.

В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании.

К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире.

Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится.

Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения. Эти реакции формируют привычки и становятся автоматическими.

В дальнейшем, мы будем просто вспоминать, как мы относимся к тому или иному предмету, явлению, идее, вкусу, цвету или запаху, форме, стилю музыки или живописи, человеку в конце концов.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни.

Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию.

Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни.

Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново.

Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть.

В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат. В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще). Если оценочный аппарат решает «нравится», мы в дальнейшем будем испытывать влечение к объекту. Если же аппарат оценки решает «не нравится», мы будем испытывать отвращение при каждом контакте с объектом.

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления.

Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом.

С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире. Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия».

В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее.

Видите, как одна абстракция определяет другую? В итоге нематериальные явления остаются для каждого из нас исключительно субъективным образом, сформированным нашими суждениями и представлениями и влияющим на наши суждения и представления.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования.

Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.

Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности.

Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.

Все эти «окрасы» в корне меняют качество ментальных процессов. Чем грубее окрас, тем грубее ментальный процесс, а значит тем сильнее ощущения неудовлетворённости жизнью.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации.

Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.
Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке.

Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом.

Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.

Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?

Современная йога даёт вагон и тележку способов остановки ментальных процессов с целью их трансформации. В общем и целом, все практики внутреннего успокоения можно разделить на телесные и ментальные.

Телесные практики осуществляются через тело. Наше тело нам близко и по-бытовому понятно.

Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.

Можно помещать тело в неудобную позу, либо усилять / ослаблять биохимические процессы в теле посредством дыхательных, психосоматических и прочих методик.

В современной йоге крайне популярны методики работы с телом в различных позах.

Источник: http://azbukayogi.com/yoga-psychic-body-work/

Психология и/или йога | Качество жизни | Наша Психология

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый.

Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам.

А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О моде и просветленных собачках

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады.

Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день.

Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории.

Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами.

Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В.

Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже.

Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

Точки соприкосновения

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией.

И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста.

Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие.

Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий.

Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара.

– Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца.

Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы.

С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания.

А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

Совместный проект

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука.

Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации.

В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху.

Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель.

Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок.

Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты.

Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза.

При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

духовный ростйогаличностный ростмотивацияпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/psihologiya-i-ili-joga/

Йога при депрессии ослабляет симптомы биполярного аффективного расстройства психики

Йога при депрессии ослабляет симптомы биполярного аффективного расстройства психики

Google
Сегодня обнаружила отчет об очередном медицинском исследовании терапевтических возможностей йоги. Тема – биполярное аффективное расстройство психики.  То, что йога может лечить депрессию, известно давно.

Но если уж у человека диагностировано биполярное расстройство, речь идет не просто о склонности к депрессии, а о разрушительных перепадах настроения от суицидального до маниакально-эйфорического и обратно.  Депрессивная фаза, как правило, имеет более длительный характер.

 Так вот: некоторые пациенты, у которых диагностировано биполярное аффективное расстройство психики, утверждают, что йога при депрессии оказывает ярко выраженное успокаивающее воздействие, помогает лечить депрессию и в целом смягчает симптомы биполярности.

Нужно сразу отметить, что в русскоязычной части мира такой диагноз, как биполярное аффективное расстройство психики, ставится редко. Да и лечить депрессию было не принято, депрессия долгое время за болезнь не считалась, а рассматривалась, скорее, как дурной характер, а в случаях с молодыми людьми – как следствие плохого воспитания.

Поэтому лечить депрессию долгое время даже не пытались. А в судьбах конкретных людей эта тенденция пренебрежения здоровьем психики в государственном масштабе приводила и приводит к разбитым жизням и ужасающим цифрам статистики по суициду.

К счастью, в последние годы ситуация потихоньку изменяется к лучшему, в нашей стране начали признавать и даже лечить депрессию. Но о биполярном аффективном расстройстве психики до сих пор слышно мало, хотя страдают им многие.

Особенно подвержены биполярности подростки, молодые люди и женщины в период менопаузы. К сожалению, о пользе йоги при депрессии им известно еще меньше.

Чем опасно биполярное аффективное расстройство психики?

Аномальные перепады в настроении зачастую полностью разрушают повседневную жизнь человека, катастрофически понижают его способность к конструктивной социальной жизни.

Рушатся семейные связи и личные отношения, места работы меняются одно за другим, с каждым разом еще больше понижая самооценку.

Не удивительно, что депрессивные периоды становятся все глубже и опаснее для здоровья и даже жизни, доводя человека до полного упадка душевных и физических сил, а иногда и до самоубийства. Поэтому лечить депрессию необходимо!

С другой стороны, во время маниакальной фазы человек мало спит, у него всплеск энергии, он полон лихорадочной активности, чувствует себя непобедимым, ставит перед собой нереальные цели.

Рискованное сексуальное и/или финансовое поведение – еще один спутник биполярного аффективного расстройства психики.

  Другие мрачные спутники этого заболевания – алкогольная и наркотическая зависимость, они могут быть как стимулом к его развитию, так и следствием, отчаянной попыткой выбраться из безнадежной трясины депрессии.

Биполярное аффективное расстройство психики – шестой пункт в списке причин инвалидности во всем мире! Будьте внимательны к своим близким и друзьям. Возможно, от вашей бдительности зависит чья-то жизнь!

Йога при депрессии: личный опыт пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством психики

Но вернемся к исследованию о возможностях йоги при депрессии, о воздействии йоги на пациентов, у которых диагностировано биполярное аффективное расстройство психики.

Хорошо известно,  что даже длительная терапия далеко не всегда в состоянии справиться с экстремальными перепадами настроения.

А по результатам упомянутого исследования, некоторые пациенты, которым удалось обуздать перепады настроения, связывают достигнутый результат с занятиями йогой. Это исследование влияния йоги при депрессии проведено в Brown University (Providence, RI).

Пациенты,  заметившие на себе позитивное воздействие йоги при депрессии на психику, практиковали йогу системно, включая упражнения как для психического, так и для физического здоровья.

Именно системный подход оказал себя способным лечить депрессию и возымел успокаивающий эффект на их нервную систему,  измученную метанием между разными фазами заболевания, между крайностями настроения и самочувствия, приливами энергии и полного упадка жизненных сил.

На самом деле это был, скорее, опрос, чем исследование. Но выводы, тем не менее, интересны и вдохновляют. Попробуем проанализировать.

Для исследования йоги при депрессии авторы взяли 86 человек – 11 мужчин и 75 женщин,  из которых 70 полностью соответствуют критериям биполярного аффективного расстройства психики, остальные – частично.

Все 86 человек занимаются йогой.  Около 40 процентов  принимают лекарства, пытаясь взять под контроль симптомы биполярности.

 Пациенты ответили на ряд вопросов о своей  жизни, особенностях расстройства психики и их опыте в йоге.

В среднем эти люди практикуют йогу на протяжении 6 лет, занимаясь  с инструктором дважды в неделю и трижды – самостоятельно.  Большинство занимаются хатха-йогой. Нужно сказать, что это совершенно закономерно, ведь хатха «стоит на трех китах»: дыхательные техники, физические позы и упражнения, медитация. Именно эти три столпа и образуют системный подход, который способен лечить депрессию.

Большинство пациентов признали, что йога при депрессии помогает им совладать с основными симптомами биполярного аффективного расстройства психики. Пятнадцать процентов из числа всех пациентов, принявших участие в опросе, заявили, что йога при депрессии изменила их жизнь к лучшему.

У двадцати процентов улучшилась внимательность и способность к сосредоточению, концентрации внимания. Двадцать девять человек отметили улучшение в эмоциональный сфере,  прежде всего снижение тревожности.

 Девятнадцать человек отчитались о положительных эффектах в своем физическом состоянии, таких как снижение веса и улучшение сна.

Все эти следствия занятий йогой при депрессии совершенно естественны и закономерны. Если вам приходилось заниматься йогой для снятия стресса, для улучшения сна, для похудения, то вам тоже наверняка знакомы эти эффекты.

Но кое-кто отмечал и негативные моменты, которые спровоцировала практика йоги при депрессии. Эти моменты не менее естественны и закономерны. К таковым некоторые участники опроса отнесли физические травмы, боль в мышцах и гипервентиляцию легких.

Однако грамотная практика йоги зиждется на самом трепетном  отношении к технике выполнения асан, что позволяет избежать травм. Боль вообще неприемлема, ибо есть второе незыблемое правило: каждый раз мы занимаемся с полной самоотдачей, но никогда не переходим тех границ, которые нам сегодня, в конкретный день и час, устанавливает тело.

Гипервентиляция тоже является следствием неумелой практики пранаям (дыхательных упражнений), почитайте об этом здесь.

Люди, которые занимались Бикрам-йогой (горячая йога в условиях повышенной влажности), жаловались, что им было слишком жарко. Ну, здесь биполярное аффективное расстройство психики, возможно, и ни при чем.

Мне, например, Бикрам-йога вообще кажется вредной и опасной для подавляющего большинства людей.

 Нужно также учесть, что некоторые люди с симптомами биполярности принимают антипсихотические препараты (психотропные препараты, или нейролептики) и особенно тяжело переносят жару.

Пятеро опрошенных  заявили, что практика йоги, наоборот, увеличила чувство беспокойства, повысила тревожность, вызвала вялость и даже усилила депрессию.  К сожалению, опубликованные данные недостаточно подробны, чтобы можно было понять, почему так произошло. Скорее всего, люди занимались неподходящим для их физического и психического состояния стилем йоги.

В своей практике йогатерапевта и инструктора йоги я всегда учитываю так называемый «вегетативный паспорт» каждого практикующего — преобладающий тонус вегетативной нервной системы.

Если симпатотоник начнет заниматься динамичной, интенсивной практикой йоги, не компенсируя ее дыхательными техниками и асанами, противоположными по действию на вегетативную нервную систему, то его тревожность, безусловно, увеличится.

И наоборот, если ваготоник будет практиковать такие унилатеральные дыхательные техники, как Чандра Нади и Чандра Бхедана, то вялость усилится.

И, наконец, восемь пациентов признались, что йога, как минимум, один раз отрицательно сказалась на их состоянии, усилив симптомы  биполярного аффективного расстройства психики. Но согласитесь, что один случай на протяжении, в среднем, шести лет занятий не может ничего ни доказать, ни опровергнуть. Причины ухудшения состояния могли и не иметь отношения к йоге.

Я бы посоветовала в такой ситуации сразу же, вместе с инструктором проанализировать, какая асана или упражнение в комплексе йоги при депрессии и почему могли оказать негативное воздействие, чтобы скорректировать дальнейшую практику.

 Лечить депрессию, а уж тем более биполярное аффективное расстройство психики, — это задача не из простых, нужно искать свой подход к каждому человеку и разрабатывать индивидуальную практику йоги при депрессии.  И не думайте, что один раз разработали – и все, годами работаем по одной и той же схеме.

Человек меняется, его психическое и физическое состояние – тоже, и практика йоги должна меняться вместе с ним.

Зато большинство пациентов однозначно заявило, что йога при депрессии помогает им сосредоточиться на настоящем моменте, ощутить в этом моменте спокойствие, жить здесь и сейчас, снять зацикленность на прошлом и беспокойство о будущем. А если вы пытались когда-нибудь лечить депрессию или хотя бы снять стрессовое состояние, то прекрасно понимаете, как это важно.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Psychiatric Practice, в сентябре 2014 года.

Хотелось бы надеяться, что исследования ученых и медиков в этом направлении продолжатся и не только констатируют положительное воздействие йоги при депрессии на биполярное аффективное расстройство психики, не просто подтвердят, что йога помогает лечить депрессию, но и детально изучат и клинически подтвердят воздействие на психику конкретных асан, дыхательных и медитативных техник. А пока держим руку на пульсе медицинских новостей!

Источник: http://yogaliya.com/?p=2843

Влияние йоги на организм женщины: укрепление здоровья, нюансы практики

Современной женщине важно выглядеть молодой и красивой, несмотря на ежедневные заботы. Часто случается так, что представительницы прекрасного пола забывают о необходимости следить за физическим здоровьем тела. Выходом в данной ситуации станет йога. Положительное влияние йоги на организм женщины – одна из главных причин начать заниматься упражнениями.

Польза от выполнения асан для каждого органа

Данная практика в целом помогает оздоровить тело и повысить ясность разума, но только при грамотном составлении комплекса упражнений, она способна дать положительные результаты. Предлагаем рассмотреть основную пользу от влияния йоги на здоровье в аспекте общей системы организма женщины:

  1. Позвоночник. От того, насколько правильно расположен и функционирует позвоночник, зависит работа других органов. Если позвонки смещены, появляется риск аналогичного сдвига всех прилегающих органов. Большинство асан основано на принципе ровного расположения позвонков. Люди, страдающие хроническими проблемами со спиной, с помощью регулярных занятий могут значительно улучшить самочувствие.
  2. Внутренние органы. Некоторые упражнения построены таким способом, чтобы повысить влияние йоги на организм посредством глубокого массажа. Сидячий образ жизни приводит к застою в органах пищеварительного тракта, асаны позволяют активизировать их работу, привести в тонус.
  3. Костно-мышечный каркас. С возрастом в организме женщины начинают проявляться заболевания костей, в которых могут образовываться полости. Такая ситуация происходит из-за недостатка кальция и малой подвижности. Положительное влияние упражнений йоги на мышцы будет заметно уже после нескольких занятий.
  4. Суставы. Как известно, для правильной работы суставам необходима естественная смазка, которую получает организм в процессе физических нагрузок. Уменьшение количества данного вещества приводит к болезням типа артроза и артрита, поэтому применение йогических заданий приводит к положительному эффекту.
  5. Эндокринная система. Щитовидная железа – главный орган, отвечающий за репродуктивность женщины. Чтобы устранить повышенное потоотделение, наладить обмен веществ и менструальный цикл необходимо приложить немало усилий. Положительное влияние йоги на эндокринную систему заключается в правильной постановке тела и шеи во время выполнения асан, которые постепенно ведут к оздоровлению.

Для женщины, здоровье любой из перечисленных выше систем является важным аспектом, так как они взаимосвязаны между собой. Заниматься йогой и получать от этого удовольствие – вот к чему необходимо стремиться. При данном подходе повышается не только физическая активность, но бодрость духа.

Воздействие дыхательных упражнений

Известная методика дыхания в йоге – пранаяма, способна научить женщину понимать свое тело и чувствовать напряжение в каждой его клеточке. Такая практика используется всеми опытными йогами, ведь только с ее помощью реально достигнуть полного расслабления. Рассмотрим, какое влияние оказывает йога на организм женщины в ключе дыхательных упражнений:

  • осуществление контроля над всеми физиологически важными системами;
  • постепенное оздоровление кровеносной, пищеварительной, мочевыводящей систем, а также воздействие на эндокринную систему;
  • стимуляция поджелудочной железы и печени;
  • развитие и придание эластичности мускулам легких;
  • обогащение мозга кислородом;
  • оздоровление сердца;
  • активизация кишечника, устранение запоров;
  • придание тонуса нервной системе.

Это лишь некоторая часть пользы от влияния йоги на организм человека с обязательным применением техники пранаямы. При осуществлении правильного дыхания, которым пользуются йоги, женщина позволяет организму насытиться кислородом. Это очищает кровь, активизирует легкие, настраивая их на работу.

Кроме физического воздействия, пранаяма отлично очищает сознание женщины. Усталость, бытовые невзгоды, постоянная спешка и раздражение – все это можно убрать из жизни, занимаясь йогой. Благотворное влияние йоги на психику женщины достигается с помощью использования правильной техники дыхания, обучиться которой можно самостоятельно.

Важно: Если в анамнезе имеются хронические заболевания крови, повышенное внутричерепное давление, а также были перенесены операции – стоит воздержаться от применения данной практики.

Польза очистительных упражнений в йоге

Чтобы усовершенствовать тело полностью, необходимо также обращать внимание на фигуру – достичь эффекта стройности можно с помощью специальных очистительных процедур – Шаткармы. Йога для женщины – это не только физические и дыхательные упражнения, но тщательная очистка каждого органа тела.

Сама методика содержит шесть процедур очищения, предназначенных для определенных участков организма. Рассмотрим пользу от указанного процесса для тела женщины:

Поза лягушки Кагасана Поза младенца

  1. Сосредоточение на одной точке. Такая практика позволяет сконцентрировать ум, улучшить зрение и нормализировать сон.
  2. Сокращение мышц живота. Оказывает благотворное влияние йоги на здоровье женщины благодаря устранению запоров, метеоризма и ожирения. Упражнение также ликвидирует болезненные ощущения при менструации и гинекологических проблемах.
  3. Очищение носоглотки. Такая процедура полезна улучшением зрения, а также излечением некоторых болезней горла. Нос промывают с помощью жидкости – воды, молока или топленого масла.
  4. Очищение желудка. Такие процедуры оказывают положительное влияние йоги на организм женщины благодаря высвобождению слизи, желчи и неусвоенной пищи.
  5. Капалабхати – дыхательные процедуры. Придают бодрость, очищают мысли, активизируют шишковидную железу.
  6. Очищение прямой кишки путем высасывания воздуха. Устраняет проблемы связанные с запором, а также избавляет желудок от лишнего тепла.

В целом практика йоги Шаткарма состоит из ряда заданий, которые своими действиями способствуют ликвидации токсичных образований в организме. Кроме того,  положительное влияние йоги на фигуру с помощью указанной методики очевидно: при чистке организма в комплексе с физическими упражнениями можно приобрести стройность.

Влияние йоги на гармонию мыслей и психику

От того, насколько нормально функционирует психическая система человека, будет зависеть правильность работы внутренних органов. Часто, последствиями нервных расстройств выступают различные заболевания желудка, сердца, кроме того, появляются мышечные зажимы.

Йога считается одним из методов решения женских проблем, связанных с нервными срывами и затяжными депрессиями. Регулярные занятия постепенно воздействуют на тело, после чего начинается влияние йоги на психику человека.

Опытные мастера предупреждают, что во время выполнения асан может часто меняться настроение. Этот фактор связан с затрагиванием больного внутреннего органа.

Не стоит в таких ситуациях прекращать тренировки – следует перетерпеть происходящее, постепенно обретая спокойствие.

Шавасана Буддха конасана Супта баддха конасана

Методика считается своеобразным отвлечением мозга от насущных дел. Выполняя асаны, влияющие на весь организм женщины, разум концентрируется на напряжении и расслаблении. Энергетика чувствуется всем телом, а мозг направляет ее. Именно поэтому, большинство йогов спокойные и уравновешенные, их мысли находятся в гармонии.

Влияние асан йоги на психику женщины было доказано: все, кто регулярно занимается методикой, чувствуют себя в хорошем расположении духа и ясном настроении. При этом были отмечены следующие изменения:

  • устранение стресса и нервозности;
  • понижение тревожности;
  • появление самоконтроля;
  • концентрация внимания;
  • устранение страхов.

Всего этого можно добиться только путем усердных занятий, выполнять которые можно в домашних условиях. По истечению нескольких месяцев, женщина почувствует просветление ума, мысли перейдут в правильное русло, а раздражительность исчезнет.

Кому рекомендована йога?

Практику расслабления тела рекомендуется выполнять всем женщинам, которые настроены на путь познания своего организма и очищения мыслей. Наиболее подойдет данная методика в целях оздоровления, когда имеются такие проблемы:

Поза воина Поза лодки Ардхачакрасана

  • проблемы с позвоночником в виде сколиоза, остеохондроза и грыжи;
  • заболевания суставов;
  • чувство постоянного напряжения, как итог: бессонница, тревожность, наличие страхов;
  • зажимы мышечных волокон.

Тренировки безвредны в большинстве случаев, а благоприятное воздействие йоги на организм человека еще раз доказывает, что методика считается полезной для комплексного оздоровления и профилактики.

Под положительным влиянием упражнений йоги можно рассматривать ее пользу для крови. При выполнении занятий каждая клетка организма женщины обновляется, что ведет к снижению риска их дисфункции, а впоследствии и к отсутствию заболеваний. Кроме того, ускоряется клеточный синтез, поэтому занятия рекомендованы всем, кто хочет сохранить здоровье и молодость на долгие годы.

В целом влияние йоги на человека – благоприятное. Как женщины, так и мужчины избирают именно эту практику для достижения гармонии и улучшения самочувствия. Наслаждайтесь регулярными занятиями и со временем организм и разум будут довольны, а душа обретет спокойствие.

Источник: http://yoga24.info/praktika/nyuansy-praktiki/vliyanie-iogi-na-organizm-zhenschiny.html

Sport-At-Home
Добавить комментарий