Упражнения и тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей

Содержание

Как тренировать вестибулярный аппарат у детей

Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает.

Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома.

И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.

Из статьи о том как тренировать вестибулярный аппарат вы узнаете

  1. Где находится этот орган
  2. Как его развить у детей
  3. с практической тренировкой

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали «лодочки».
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого полета моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме, но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем — укреплением моего организма.

Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. Но в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения.

Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории и хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки.

Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски.

Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно . Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет.

И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета.

Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать, объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники — глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали «летать» по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим .

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте.

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца.

Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе, если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее.

Съемка видео пришлась на январь — зимний месяц, в Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

  • Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать «тук-тук-тук», поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.
  • Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.
  • Кружение в одну сторону, затем в другую сторону — это самое лучшее упражнение для развития данного органа.
  • Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.
  • Продолжаем подготовку в космонавты , берем малыша за правую руку и правую ногу, раскручиваем в одну сторону. Останавливаемся. Теперь берем левую руку и левую ногу, раскручиваем в противоположную сторону.
  • Подъем по лестнице и спрыгивание вниз. Сами прыжки — это тряска нашего организма, если вестибулярный аппарат плохо развит, то даже такие действия могут вызвать неприятные ощущения. Если у вас есть вертикальная спортивная лестница, то подъем и спуск по ней также тренирует данный орган.
  • Ходьба с переступанием препятствий. В нашем случае это были обычные кубики, которые я выстроила рядами. Вы можете положить несколько палок, например. Когда малыш научится переступать препятствия обычным шагом, можно менять его на приставные шаги (боком).
  • Попадание мячом в корзинку. Как я писала выше, за равновесие отвечают также и глаза, поэтому нужно тренировать вестибулярный аппарат вместе с глазомером. Для более старших детей подойдет баскетбол, ну а малыши могут обойтись даже детским ведерком.
  • Кувырки вперед и назад. Желательно научить малыша кувыркаться без остановки 10-15-25 кувырков. Но не всегда получается найти место в квартире, где ковер занимает такую длину. В нашем случае именно по этой причине Александр так и не научился кувыркаться более трех раз без остановки.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать . Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте — все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

В завершении хочу сказать, что многое в ребенке должно быть развито в первые годы его жизни, то есть до школы. Дорогие читатели, уважаемые родители, не стоит полагаться, что детям достаточно просто выйти на детскую площадку или, что в школе они нагонят на уроке физкультуры.

Если мы хотим видеть их здоровыми, то стоит уделить внимание каждому аспекту с раннего возраста. Сегодня я рассказала вам как тренировать вестибулярный аппарат, в следующей статье поговорим об утренней зарядке. Мне будет очень приятно, если вы поделитесь моей статьей в соц.

сетях, только пожалуйста не копируйте весь текст, лучше воспользуйтесь кнопками ниже.

Вам также будет интересно:

Утренняя зарядка с мамой
Невесомость на качелях — в рамках игр по астрономии
Как научить малышей ориентироваться в пространстве
Подготовка в космонавты в домашних условиях

Источник: http://www.millionairekids.ru/kak-trenirovat-vestibulyarnyj-apparat/

Как вырастить космонавта, или 14 игр для развития вестибулярного аппарата у ребенка

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма.

Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: первооткрыватель (с рождения до 1 года)

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение.

Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено.

Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года). Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках.

Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг.

Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года). Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево.

С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче.

Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года). Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы.

Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой.

Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года). Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит.

Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат.

С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут. В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.

), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее.

При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Спортивный уголок.

Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка.

Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт
Вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести.

Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения».

По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги…

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались.

Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия.

В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает.

Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость.

Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10.

Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании.

Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2278/kak-vyrastit-kosmonavta-ili-14-igr-dlya-razvitiya-vestibulyarnogo-apparata-u-rebenka

Вестибулярная гимнастика для малышей

Вестибулярная гимнастика, в отличие от динамической гимнастики и так называемой «беби-йоги», не создает излишней нагрузки на связки и суставы новорожденных. Упражнения из вестибулярной гимнастики просты и легки в исполнении, и очень нравятся малышам.

Нет ничего проще, чем покатать ребенка на плече в правильной физиологичной позе, напевая ему забавную песенку-потешку. Как легко с пользой развлечь малыша, покачав его на большом мяче, помогая ему научиться удерживать равновесие и владеть своим телом. Веселые песенки порадуют малыша и отвлекут в минуты плохого настроения.

В конце статьи вы найдете видео с упражнениями и песенками-потешками (фрагмент видеопособия» Развивающий уход за младенцем»). Подробное описание упражнений вы найдете также в нашем учебнике «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка» , стр. 240- 242.

Как начать?

Все виды вестибулярного воздействия должны проводится осторожно и доставлять новорождённому удовольствие. Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Держите его уверенно, но бережно, начинайте спокойно и медленно, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Прежде, чем вы начнете что-либо делать, расскажите новорожденному о своих намерениях.

(Например: А сейчас мы покатаем Ванечку на мячике!) В процессе самого действия объясняйте малышу, что вы делаете.

(Например: Вот как мы сейчас кружимся-кружимся…) Всегда останавливайте прежде, чем ребенок устанет и сам этого захочет. Тогда он и в следующий раз будет с удовольствием заниматься.

Одевайте ребенка в зависимости от обстановки и при этом учитывайте, насколько удобно будет вам его держать. Упражнения выбирайте те, которые доставляют больше удовольствия вашему ребенку и вам. Если ребенку что-то не нравится, то, скорее всего, вы действуете слишком быстро, нужно просто замедлить темп.

Повороты на валике

Повороты на валике помогают малышу самостоятельно освоить это сложное движение и укрепляют мышцы шеи и туловища.

Фиксируем стопы вилочкой из пальцев, вкладываем в ручку малыша указательный палец. Поворот осуществляем за ножки. Рука только помогает не отставать плечикам.

Это рефлекторное упражнение и может выполняться с рождения. Командуем малышу «Поворот!» и поворачиваем его. Вторая ручка при этом не мешает ему поворачиваться, проходя по воздуху.

Упражнение выполняется в одну и другую сторону.

Поем:

Ай качи, качи, качи, глянь баранки калачи,

Глянь баранки калачи с пылу, с жару из печи,

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи,

Прилетели тут грачи, подхватили калачи,

Нам осталися бараночки!

Повороты на ровной поверхности

Повороты на ровной поверхности за одну ногу также являются рефлекторным упражнением.  При повороте на живот потягиваем малыша за ножки вниз. При повороте на спину приподнимаем вверх.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день, например, при каждом переодевании, перед купанием.

Поем: Ай качи

С 2 месяцев малыш может начать поворачиваться сам с небольшой помощью с вашей стороны. После 3 месяцев ребенок уже сам выполняет повороты с небольшой помощью.

На мяче

Покачивание на мяче в различных направлениях нравится детям и прекрасно тренирует мышцы. Как и все упражнения вестибулярной гимнастики, способствуют развитию мозга. Вибрация на мяче очень нравится малышам и улучшает работу кишечника. 

Поем:

Патока с имбирем, варил дядя Симеон,

Тетушка Арина кушала- хвалила,

А дядюшка Елизар все пальчики облизал,

Калачи горячи, на окошко мечи,

Прилетели грачи, подхватили калачи,

Ап-чхи, вот тебе и калачи!

Покачиваем в другую сторону – поем по-другому:

Рита-та, рита-та, рыба лучше, чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Можно еще так спеть:

Тритатушки, тритата, три котушки, три кота,

Тритатушки тритаты, где котушки, где коты?

Вращение на мяче

Это упражнение наиболее сильно тренирует мышцы и вестибулярный аппарат малыша.

А мы грушу посадили, а мы грушу посадили,

А я молоденька топ-топ-топ, а я молоденька топ-топ-топ.

А вже груша примается, а вже груша примается,

А я молоденька топ-топ-топ, а я молоденька топ-топ-топ.

Покачивание

Покачивание в положении лежа животом вниз на коленях у взрослого улучшает работу кишечника и очень нравится малышам.

Поем:

Чук-чук-чук-чук, наловил дед щук,

Баба рыбу пекла, сковородка утекла.

Парение на животе и покачивание. Малыш рефлекторно старается выпрямить спину и поднять голову.  На последних словах можно тихонько опустить малыша себе на грудь.

Поем-приговариваем:

Летели кокушки через три избушки

Как они летели, все люди глдели,

Как они садились все люди дивились.

Вращение на плече

Вращение на плече также использует рефлекс парения. Малыш при этом старается удерживать голову.

Поем:

Растатуриха коров пасла, загонила в огород козла,

А козелушко бодаитсе, растатуриха ругается.

На баране воду важивала, коромыслом сено кашивала,

Ой ты маменька да ну, ну, ну, растатуриха да тпру,тпру, тпру.

Лежа на плече на боку малыш тренирует боковые мышцы шеи. Повторяем на втором плече.

Поем:

Валенки, валенки, невелички маленьки.

На резвые ноженьки нашему Ванюшеньке,

Ноженьки пляшут, а рученьки машут,

Валенки новеньки, Ванюша чернобровенький.

Для девочки можно спеть и так:

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький,

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя доченька бедовая.

Скачки на мяче укрепляют мышцы и связки и развивают вестибулярный аппарат.

Поехали-поехали, с орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали, с калачами, с калачами,

В припрыжку, в прискочку, по кочкам, по кочкам,

В яму бух, там сидит петух.

После 4 месяцев можно выполнять с ребенком различные покачивания за руки и за ноги. Это укрепляет связки и тренирует вестибулярный аппарат.

Посмотрите фрагмент нашего видеопособия «Развивающий уход за младенцем». В нем вы найдете все упражнения вестибулярной гимнастики вместе с потешками и песенками.

Фрагмент видеопособия «Развивающий уход за младенцем». Вы увидите упражнения вестибулярной гимнастики для младенцев, подходящие для занятий физкультурой с новорожденным.

Приятных занятий!

Упражнения из вестибулярной гимнастики особенно пригодятся молодому папе, не знающему, что делать с младенцем, который еще так мал, что его даже страшно брать на руки.

Запомнив пару несложных движений и потешек, молодой папа будет способен развлечь и успокоить малыша не хуже профессиональной няни.

А это пойдет на пользу не только ребенку и папе, но и уставшей маме, освободив ей несколько спокойных минут для занятия собой и своим здоровьем.

Источник: https://proroditelstvo.ru/articles/mladenets/fizicheskoe-razvitie/vestibulyarnaya-gimnastika-dlya-malyshey/

Вестибулярная гимнастика для малышей

Заниматься с малышом полезной вестибулярной гимнастикой, стоит только тогда… Аппарат набирает силу, тело – ловкость, нервная система – равномерность…

Мир ребенка постоянно меняется. Для развития и приведения в равновесие своего макро- и микрокосмоса ему необходимо задать правильный вектор и заложить основу. Гимнастика для коррекции, развития и укрепления вестибулярного аппарата направлена на поддержание равновесия, без которого невозможно нормальное восприятие окружающего пространства и ориентации в нем.

Многофункциональность упражнений

Укрепляющая гимнастика для подрастающих и быстро взрослеющих малышей имеет много задач и функций. Среди основных:

  • соразмерное перераспределение мышечного тонуса при передаче нервных импульсов во время движения (поворот, наклон, переворот, смена положения головы и перемещения взгляда) для сохранения равновесия;
  • анализ выбранного и запоминание пройденного направления – ориентация;
  • устойчивость позы;
  • восприятие удаляющегося или приближающегося предмета;
  • соизмеримость фактического и кажущегося расстояния;
  • нормализация работы вегетативных функций (пульс, давление).

И это далеко не полный список жизненно важных для здоровья и нормального развития ребенка способностей.

С чего начать

Главное требование проведения упражнений – удовольствие крохи. Вестибулярная гимнастика, как и любая другая, проводится только тогда, когда дети к ней готовы.

Это несложно: предупредите ребенка: например, «а сейчас мы с тобой полетаем», «покружимся», «поскачем с кочки на кочку». Объясните, как и что конкретно будете с ним делать («ляжем на мячик», «перевернемся на животик», «заберемся на коленки»).

Добавьте элемент игры – для этого очень хорошо подходят разные рифмованные потешки. Как вариант:

Ту-ту, а ту-ту,

Я на яблоньке расту.

Ветер яблоньку качал,

И я с деревца упал.

Приземлился на пенек,

Вырос славный паренек.

Не переусердствуйте: как только приближаются первые признаки усталости малыша, тут же прекращайте занятия, не допуская его раздражения.
Похожий материал:

Время проведения гимнастики произвольное. Но для начала лучше все же минимизировать продолжительность упражнений, затем постепенно наращивать и темп, и сроки.

Мяч, коленки, руки

Как же заниматься с крохой правильной и полезной вестибулярной гимнастикой? Упражнений – масса. Самое простое – «плаванье» на большом мяче-тренажере – фитболе (можно использовать вместо него скрученный в валик лист упругого поролона).

Застилаем мяч мягкой (не махровой, а хлопчатобумажной) пеленкой или простынкой. Выкладываем ребенка на животик так, чтобы его головка лежала на мячике, ручки обхватывали его, а ножки спокойно покоились на округлой поверхности.

Придерживая кроху за спинку, легонько покачиваем его «на волнах» взад-вперед, можно то же покачивание сделать круговым.

Такое упражнение не только развивает вестибулярный аппарат, но и позволяет справиться с грудничковыми коликами. Животик малыша получает равномерный и активный массаж – газы отходят гораздо быстрее и легче.

Упражнение «качка» – то же «плаванье», только на спинке. Оно служит профилактикой искривления осанки и стимулирует устойчивость тела при кардинальной смене позы.

«Качельки» – укладываем ребенка к себе на колени на животик. Покачиваем их (плавная амплитуда движения из стороны в сторону). Можно напевать или проговаривать речитативом:

Как по реченьке-реке

Ехал барин на коне.

Холоп мужика спросил:

– Барин в гости приходил?

– Не гостил он, наезжал,

За оброком приезжал.

– Что ж ответил ему ты?

– А я спрятался в кусты.

Во время покачивания карапуз рефлекторно выгибает (выпрямляет) спинку, поднимает голову (стимуляция шейно-мышечного корсета), фокусируя на вас взгляд (стимул зрительного восприятия при удалении и приближении). На последних словах потешки поднимите кроху, удерживая в области подмышек, и прижмите к груди.

Еще одно несложное упражнение – «двухсторонняя пружинка». Малыш лежит на застеленном пеленкой мяче или упругом валике сначала животиком вниз, а кто-то из родителей одной рукой аккуратно обхватывает ножки в области лодыжки, другой легонечко надавливают на ложбинку между спинкой и ягодичками.

Надавливание – пружинистые движения («толкаем» мяч, не отрывая рук от карапуза). Тоже проделываем, когда ребенок перевернут на спинку (на животик нужно надавливать с особой осторожностью – минуя пупок). Для первого раза будет достаточно трех-пяти «толчков», дальше – больше.

Эта гимнастика хорошо тренирует позвоночник и мышцы малютки, учит его не теряться в пространстве.

«Кочки-пригорки». Под рифмованную присказку «Еду-еду к бабке, к деду» усаживаем малыша, придерживая под ручки, на коленку, и притопываем этой ногой. На последних словах «В яму! Бух!», наклоняем («роняя») его вперед. Отличное упражнение для развития равновесия.

«Космонавтик». Одной рукой берем ребенка за нижнюю часть лодыжки, другой – над кистью (не за ладошку!). Раскручиваемся вместе с малышом (для начала не больше двух кругов!).

Делать это можно, только когда ваша собственная вестибулярная система не дает сбоя и вы не чувствуете головокружение при поворотах.

Такое упражнение предоставляет ребенку возможность отработать навыки сопротивления разнотональному шуму, возникающему при движении.

На самом деле даже то, что вы уложите ребенка к себе на плечо, равномерно покачивая, уже тренирует его вестибулярный аппарат – так же, как и подбрасывание над головой, укачивание на руках, ходьба по равномерно удаленным камушкам-пенечкам, бревну или бордюру… С каждым уверенным движением тело малыша приобретает ловкость, а его нервная система равномерно распределяет импульсы.

Детская вестибулярная гимнастика – совмещаем приятное с полезным Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/doshkolnik/do-goda/vestibulyarnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

Мозжечковая стимуляция – занятия на балансировочной доске. Упражнения для развития вестибулярного аппарата

Здоровье 14 августа 2017

Совсем недавно считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений различных частей тела.

Ученые доказали, что этот небольшой отдел мозга, в котором содержится множество нейронов, ответственен к тому же за интеллект, развитие эмоционального фона и речи ребенка.

Мозжечковая стимуляция – специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки.

Программа стимуляции реализуется посредством специального оборудования “Баламетрикс”, опирается она на теорию доктора Бильгоу, на тридцатилетний опыт ее применения.

Она формирует память и понимание, навыки письма, речи, переработки информации, математические способности.

Тренинг эффективен для детей со специфическими болезнями, а также для тех, кто испытывает определенные трудности при обучении.

Что такое мозжечок

Отдел головного мозга, именуемый мозжечком, состоит из древней части – червя и небольших полушарий, которые, по версии ученых, образовались в результате эволюции человека.

Долгие годы существовало убеждение, что данный отдел отвечает исключительно за функции вестибулярного аппарата, и только в конце прошлого века американскими исследователями были открыты уникальные свойства мозжечка.

Червь этого отдела головного мозга действительно обеспечивает человека возможностью координировать действия, эмоции, поддерживать равновесие. Но вот два полушария мозжечка принимают активное участие в развитии и становлении умственных способностей.

Здесь сконцентрировано более 50 % всех нервных клеток, в соотношении с другими отделами. Мозжечок тесно связан с лобными долями, соответственно контролирует сенсорное восприятие и движения. Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции.

Быстродействующий механизм

Теперь известно, что мозжечок с лобными долями имеет обратную связь. Она интегрирует движение и сенсорное восприятие, что в свою очередь вырабатывает эмоциональные ответы, способность к планированию действий и языковую способность.

Что такое мозжечок? Это быстродействующий механизм, значительный по своей роли отдел мозга. В нем перерабатывается вся информация, которая поступает из других отделов. Благодаря мозжечку определяется средняя скорость работы мозга в целом.

Методика мозжечковой стимуляции отлично стимулирует долговременную и оперативную память.

по теме

Истоки возникновения программы

В 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Бильгоу в своей программе опирался на три основных принципа:

  • Стимуляция сенсорной интеграции.
  • Чувство равновесия и пространственное воображение.
  • Проприоцептивное обучение.

Естественно, что ученый не мог предусмотреть все нюансы в формировании методики тридцать лет назад. Другие специалисты, с интересом применявшие разработки ученого, в ходе практики дополнили еще два важных принципа:

  • Личностное, индивидуальное обучение.
  • Формирование навыков по этапам.

Области применения программы

Мозжечковая стимуляция в своей работе опирается на три основных аспекта: дидактический, психологический и технический (инструментальный). Данные факторы в совокупности действуют на работу мозжечка в совершенстве, формируют новые нейронные связи, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне обучения ребенка.

Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми, имеющими такие нарушения:

  • гиперактивность;
  • проблемы в овладении навыками;
  • дислексия, дисграфия;
  • нарушение внимания;
  • моторная неловкость;
  • нарушение координации движения;
  • нарушение письменной, устной речи;
  • нарушение аутического спектра.

Оборудование “Беламетрикс”

Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Методика имеет свои преимущества в использовании:

  • вариативность;
  • технологичность;
  • компактность.

Ниже представлены аксессуары оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции:

  • Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке.
  • Разновесные мешочки. Три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.
  • Мяч-маятник: закреплен на резинке или шнурке.
  • Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.
  • Доска с цифрами, она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер.
  • Целевой щит. Таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг).
  • Предметы на меткость. Мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами.
  • Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания.
  • Набор мячей.

Роль педагога

Педагог-психолог играет огромную роль в правильном использовании методики мозжечковой стимуляции. Главными его действиями считаются следующие:

  • Управлять последовательностью, очередностью упражнений, которые выполняет ребенок.
  • Строгое соблюдение техники безопасности при использовании оборудования.
  • Соблюдение правил присутствия на занятиях.
  • Психолог дает сначала самые легкие задания, постепенно продвигаясь к более сложным.
  • Подбирает оптимальный уровень по сложности.
  • Дополнительно мотивирует к выполнению заданий.

Результаты занятий

Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий становятся такие показатели, как:

  • развитие координации движений;
  • развитие пространственных, зрительных представлений;
  • стабилизация функций вестибулярного аппарата;
  • межполушарное развитие;
  • личностные изменения;
  • развитие концентрации внимания, памяти;
  • стимулирование психического развития.

Главными задачами стимуляции является возможность осиливать различные мозжечковые нарушения: дефицит внимания, проблемы письма и чтения, дислексию, школьную неуспеваемость. Методика доктора Бильгоу и специальное оборудование не один год дают возможность педагогам-психологам справляться с подобными проблемами.

Перечень упражнений

Можно выполнять упражнения для мозжечковой стимуляции в домашних условиях. Вот самые простейшие:

  • Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
  • Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.
  • Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.
  • Мишень. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
  • Отбивание мячика на резинке от наклонной доски.
  • Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.
  • Балансировочная доска. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку.
  • Сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске.
  • Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.
  • Ребенок сидит на корточках, делает круговые вращения головой, лучше под музыку. Затем вращение руками.
  • Положение стоя или сидя. Руки сложить на груди, затем поднять их над головой, руки в стороны, нагнуться, достать до пола.

Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги-психологи добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни.

Источник: .ru Идёт загрузка… Дом и семья
Занятия с ребенком 2 лет дома. Лучшие упражнения для развития ребенка 2 лет в домашних условиях

Правильно организованные занятия с ребенком 2 лет станут отправной точкой к его дальнейшему развитию, помогут малышу адаптироваться среди сверстников, разнообразят досуг. Ребенок, с которым правильно и эффективно зани…

Дом и семья
Развивающие занятия на тему “Времена года” для детей

В первые годы жизни ребенок активно познает окружающий мир и усваивает множество новых понятий. Не обойтись малышу в этом непростом деле без помощи родителей. Задача взрослых – стимулировать интерес ребенка и вс…

Здоровье
Простой способ увеличить грудь и уменьшить живот – упражнения для осанки

Замечали ли вы женщину, которая идет уверенной походкой, при этом держа спину по-королевски прямо? Такая женщина не только великолепно выглядит, скорее всего, она и чувствует себя намного лучше многих. Почему? …

Самосовершенствование
Методики на внимание. Упражнения для развития внимания. Тест на внимание

Психология изучает человеческую личность, учитывая все особенности, и даже самые маленькие аспекты, которые оказывают свое влияние на поведенческую линию и формируют то, что мы привыкли называть личностью. Также ни дл…

Спорт и Фитнес
Балансировочная доска: модели для детей разных возрастов

Балансборд – это неустойчивая балансировочная доска для мозжечковой стимуляции, которая отлично развивает координацию. Это простое устройство помогает совершенствовать равновесие. Забава увлечет вашего малыша на…

Дом и семья
Упражнения для развития речи дошкольников, школьников и взрослых

Активное нервно-психическое развитие у ребенка происходит на третий год жизни. Очень заметно развивается формирование речи. Используются практически все части речи, ребенок перестает пользоваться облегченными формами …

Искусство и развлечения
Чувство ритма, музыкальные способности. Упражнения для развития чувства ритма

Считается, что у человека есть лишь пять способов воспринимать окружающий мир. Они знакомы каждому: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. На самом деле их гораздо больше, хотя все остальные бывает сложнее изучить, ч…

Красота
Окраска хной: добавьте силы своим волосам

Красивые, струящиеся, а, главное, здоровые волосы – не это ли заветная мечта каждой женщины?! Но добиться такого потрясающего результата порой бывает совсем непросто. Особенно, если прибегать к частому окрашиван…

Образование
Упражнения для развития памяти

Все человеческие впечатления и переживания оставляют свой след, хранящийся довольно продолжительное время и возникающий в сознании при определенных условиях. Именно поэтому память представляет собой весьма сложный пси…

Самосовершенствование
Развитие интеллекта и памяти. Упражнения для развития памяти, интеллекта и внимания у детей

Интеллект, память и внимание – это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных способностей люди постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с мал…

Источник: http://monateka.com/article/243292/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.